ОБЕРЕЖЕМ РОДНУЮ РЕЧЬ И РУССКИЙ ЯЗЫК

Данное методико – библиографическое пособие окажет помощь библиотекарям в организации работы по теме родной речи,  русскому языку. Материал рассчитан на учащихся  1 – 11 классов.

              Одним из важнейших элементов культуры являются  правила речевого этикета. Представление о человеке во многом зависит от того как он разговаривает, тем более по словам  К. Паустовского  «..дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».   Это язык А.  Пушкина и  Л.Толстого, Н. Гоголя и Ф. Тютчева,  Александра Грина, Владимира Солоухина, Александра Солженицына. Сейчас он  — в опасности.

            В 2007 году в стране было принято несколько национальных программ, призванных сберечь, сохранить русский язык, который является национальным достоянием народа. Русский язык переживает не лучшие времена – вынужденная модернизация, утрата нормативных  ориентиров,  рост количества иностранных заимствований, усиление роли сленга. Почти совсем не пишутся письма и поздравительные открытки, а ведь они прекрасный способ развивать культуру речи и письма, грамотность. В мире еще остались страны,  где каллиграфия считается одним из искусств. Россия не из их числа. Быстрыми темпами развиваются в обществе  дисграфия и дислексия. Это означает что,  во-первых, современные школьники и молодежь не умеют грамотно и просто понятно писать, а во- вторых,  испытывает  проблемы  с овладением навыками  чтения и устной речи, хотя умственное развитие у них в норме.  И сейчас в стране  их число доходит до 70%. Проблема  грамотности сегодня действительно приняла масштаб национального бедствия. Одна из причин дисграфии и дислексии – развитие современных технологий: телевизор заменил детям книг у, компьютер и Интернет – живое общение между детьми и между взрослыми и детьми. Даже современные мультфильмы делают наших детей потенциально неграмотными. Дети не могут смотреть старые советские мультфильмы, потому что там много слов. Словарный запас пополнять неоткуда, а свято место пусто не бывает. И заговорили дети и молодежь , используя  жаргон, сленг,  вульгарный и нецензурный язык. Опасность представляет тотальное распространение сквернословия, которое в последнее время приняло угрожающий характер. Великая Екатерина Вторая говорила: «Бранные слова оскорбляют уста, из которых исходит столько же, сколько уши, в которые входят». Вседозволенность брани оборачивается болезнью интеллекта, бедой искаженного  сознания.

           Лихачев Д. говорил: «В языке народа сосредоточен и растворен весь исторический опыт народа. И мы вправе гордиться, что обладаем таким богатством. Оно определяет будущее России. Если сохранится русский язык, то сохранится русская культура.  Сегодня наше богатство тает на глазах. Происходит страшное обеднение русского языка»

           Кодекс РФ об административных нарушениях (ст.20.11 оценивает  нецензурную  брань, как  мелкое хулиганство, выражающее  явное неуважение к обществу и предусматривает административное наказание в виде штрафа в размере от 5 до 10 минимальных окладов  или срок до 15 суток).  К сожалению,  этот закон, как и многие другие, не работает.

             В 20-х годах ХХ столетия В. Маяковский мечтал о том времени, когда лишь из реки забвения можно будет выловить «остатки слов таких, как проституция, туберкулез, блокада».  К сожалению,  эти слова не канули в Лету, но мы почти перестали употреблять слова  «милосердие»,  «сострадание»,  «снисхождение»,  самокритика,  самосознание, самообразование, самопожертвование.

             Слова, которые мы произносим, — не пустой звук. Это выражение нашей сущности.  Надо помнить, что к словам следует относиться с величайшей осторожностью, так как они разные.

                      Есть слова – словно раны,
                      Слова – словно суд,
                      С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
                      Словом можно убить,
                    Словом  можно спасти.
                      Словом можно полки
                    собой за повести.
                    Словом можно продать,
                    и предать, и купить,
                       Слово  можно
                    В  разящий свинец
                     Перелить.
                                                         Вадим  Шефнер, русский, советский поэт, прозаик.

 

Статьи общего характер

  • Лихачев Д. Язык мой…. /Наследие
  • Волгина В. Три недуга русского языка. / Е.Волгина  // Библиотека .  —  —  №10. —  С.2- 7.
  • Власова Н. Начни с себя. / Н. Власова  //  Библиополе. —   — №7. –С. 6-7.
  • Россинская С. «ЯД» странных слов. / С. Россинская // Библиотека. — 2011. — №10. – С.1.
  • Ваганова Н.Н. Язык наш – дар божий. / Н.Ваганова   //Клубный репертуар. —   — № 9 –      10. –  С.1-2.
  • Дурнева Е. Живое русское слово. /Е.Дурнева   //Библиополе. – 2011. — №12. – С. 29 — 41
  • Кальник С. Мы сохраним тебя, родная речь. /С .Кальник  //Библиотечная газета. – 2006. — №5. – С.2.
  • Костюк М.Е. Молодежный сленг и языковая политика Российской Федерации. /М.Костюк   //Библиотековедение. – 2008. — №3. – С. 20 – 22.
  • Кузина Н. На каком языке говорят наши дети.  / Н.Кузина   // Библиотека. —  — №6. – С. 60 — 62
  • Мошкина Т. Правильно говорить престижно. /Т.Мошкина   // Библиополе. – 2008. — №1. – С.38-40.
  • Роль соцкультурных  институтов в сохранении и развитии русского языка как языка межнационального общения народов России. // Библиотековедение. – 2007. — №5. – 11-24.
  • Сегодина Т. Праздник Слова назвали «Славянский альбом». /Т.Сегодина   //Библиотека. – 2005. — №10. – С .36-38.
  • Сорокина Н. «Язык есть исповедь народа. /Н.Сорокина  //Библиополе. – 2007. — №11. – С. 11-12.
  • Хранитель русского языка: Материал о С.И.Ожегове  //Библиотека. – 2005. — №8. – С.48.
  • Цыганова Н. Имеющий уши да не услышит (Говорят ли в России по — русски. /Н.Цыганова  //Библиотека. – 2010. — №9. – С.27-32.
  • Чивикова О. Дар бесценный – речь. /О. Чивикова  //Библиополе. — №10. – С.34-36.
  • Экология слова: Открытый урок в защиту русского языка. // Свет добра. – Киров, 1997. – С.13- 24.
  • Информационный курьер: Копилка опыта работы ЦСДБ города Рязани. Вып.4.- Рязань,2000.-  17с.
  • Свет добра: Методические рекомендации в помощь работе библиотек. – Киров, 1997. -30с.
  • Кузина Н. На каком языке говорят наши дети. / Н. Кузина  // Библиотека. – 2010. — №6. – С.60-62.
  • Фомичева Н. Словом и делом возлюби ближнего своего.  /Н.Фомичева  //Библиотека. – 2006. — №10. – С.34-36.

Список  сценариев массовых мероприятий для старших классов:

  • Андреева Г.О. Пишу грамотно!: Конкурсная программа к урокам русского языка для учащихся 7-8    классов /Г.О. Андреева //Читаем, учимся, играем. – 2007. — №8. – С.43-44.
  • Бажанова Н.А. Слово не воробей,  вылетит —  не поймаешь: Урок. /Н. Бажанова //Читаем, учимся, играем. – 2008. –  №1 — С . 78-80.
  • В.И. Даль: сценарии, посвященные 210-летию со дня рождения. //Читаем, учимся, играем. – 2011. — №8. – С.18-30.
  • Дубровская О.Ф. Знакомые «иностранцы»: урок иностранных слов в русском языке для учащихся старших классов. /О. Дубровская   //Читаем, учимся, играем. – 2007. — №3. – С.75-79.
  • Ершова Г.В. Слово на карте: лингвистическая игра для старшеклассников. /Г. Ершова  //  Читаем, учимся, играем. – 2009. — №2. – С.35-39.
  • Кардакова, Л.Г. Жемчужина народной речи: КВН, основанный на пословицах и поговорках для старшеклассников.  /Л.Г. Кардакова  //Читаем, учимся, играем. —  – 3. – С. 100-108.
  • Карнизова Н.В. Княжество – имя существительное: Обобщающее занятие по русскому языку для старших классов.  /Н. Карнизова  //Читаем, учимся, играем. – 2007. — №10. – С.
  • Лебедева Т.Г. Учись  говорить: цикл занятий по русскому языку для среднего и старшего школ. Возраста. /Т.Лебедева.   //Читаем, учимся, играем. – 1998. — №7. – С.55-60.
  • Липатникова И. «Сердцебиение  родного языка»: Уроки стилистики для 9 – 11 классов. /И. Липатникова //Библиотека. – 2012. — №3. – С.14-16.
  • Липатникова И.Л. Сохраним русскую речь! : Урок – беседа с подростками 10 -11 классов. /И.Липатникова //Читаем, учимся, играем. – 2013. — №6. – С. 44-49.
  • О том, как обесценилось слово : Стихотворение.  //Библиополе. – 2005. — №3. – С.68.
  • Павлова Е.Д. «Вселенная в алфавитном порядке»: Игровой урок по русскому языку для старших классов.   /Е.Павлова   //Читаем, учимся, играем. – 2008. — №8. – С.84-91.
  • Пакина М.В. Удивительный дар – слово: Материал к урокам русского языка для учащихся 9 – 10 кл.  /М.Пакина  //Читаем, учимся, играем. – 2007. — №9. – С. 68-71.
  • Пупынина Н. Нет ничего сильнее слова : Конкурсная программа к урокам русского языка для уч-ся  10-11 классов. /Н.Пупынина //Читаем, учимся, играем. – 2007. —  №7. – С. 15-16.
  • Ралдугина Н.И. Моя речь – мое зеркало: Устный журнал по сквернословию.  /Н. Ралдугина  // Читаем, учимся, играем. – 2007. — №12. – С. 93-96.
  • Руденко Е.А. Словарный запас: Викторина по русскому языку. /Е. Руденко  //Читаем, учимся, играем. – 2010. — №4. – С.94-97.
  • Тихонина М. И предков наших нам язык милей: Сценарий   /М. Тихонина  //Библиополе. – 2007. — №9. – С.71-72.
  • Волошина В.В. Язык.  Литература.  Искусство: Конкурс  для 10-11 кл.  /В.Волошина //Читаем, учимся, играем. – 2013. — №10. – С.104-110.

Список сценариев массовых мероприятий  для младших и средних классов

  • Адаменко Н.М. «Пословица… не сочиняется, а рождается сама»: Ярмарка крылатых выражений для детей 8-10 лет.  /Н.Адаменко  //Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2007. – №6. – С.43-44.
  • Андреева Г.О. Пишу грамотно!: Конкурсная программа к урокам русского языка для учащихся 7-8 классов.  /Г.Андреева  //Читаем, учимся, играем. – 2007. — №8. – С.43-44.
  • Бажанова Н.А. Великий могучий русский язык!: Игровая программа по русскому языку для учащихся 5 классов / Н.Бажанова //Читаем, учимся, играем. — №11. – С.59-61.
  • Бажанова Н.А. Полет фантазии: Урок развития речи для 6 кл. / Н.Бажанова. – 2007. — №6. – С.-34.
  • Бритвина Л.В. Всеведы:  Интеллектуальная игра по русскому языку для 5-7 кл. /Л.Бритвина //Читаем, учимся, играем. -2008. — №6. – С.75-78.
  • Вираховская Т. Заговори, чтоб я тебя увидел:  Лингвистические затеи для 7-9 лет.  /Т.Вираховская  //Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2007. — №12. – С.46 -48.
  • Ворожейкин В.В. О русском языке хотим замолвить слово: Сценарий занимательного урока о важности умения пользоваться родным языком для учащихся 5-6 кл.  /В.Ворожейкин  //Читаем, учимся, играем. – 203. — №10. – С. 104-106.
  • Глубоковских М.В. Мой верный друг: Сценарий праздника к дню родного языка для детей  7-10 лет.  /М.Глубоковских  // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2010. — №1. – С.43-44.
  • Глубоковских М.В. Говорите правильно: Познавательный час по русскому языку для 5-7 классов  /М.Глубоковских  // Читаем, учимся, играем. – 2013. — №4. – С.79-81.
  • Давыдова М.А. Метко сказанное русское  слово: Сценарий  для детей 8-10 лет  /М. Давыдова  //Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2011. — №12. – С.16-17.
  • Девятилова Ю.С. «….Даля оставленный с человечеством   след с человечеством будет всегда»: Сценарий дня словарей и энциклопедий  для 8-10 лет. /Ю. Девятилова  //Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2011. — №9. – С.20-24.
  • Дегтярева Г.В. Вавилонское столпотворение:  КВН по русскому языку для 5-7 кл.   / Г. Дегтярева //Читаем, учимся, играем. – 2009. — №10. – С.100-103.
  • Димнянова В.Е. Игры со словами: Игры к уроку русского языка. / В. Димнянова  // Читаем, учимся, играем. – 2008. — №8. – С. 70-71.
  • Добромовая В. Живительный родник русского языка: Сценарий праздника  /В. Добромовая  //Библиотека. – 2012. — №11. – С.46-50
  • Дружинина Т.В. Хранитель великого русского языка: Литературная викторина, посвященная жизни и творчеству  В.И.Даля  для учащихся  5-8 кл.  /Т. Дружинина  //Читаем, учимся,играем. – 2011. — №8. – С. 24-30.
  • Дубровская О.Ф. Что скажут словари?: Познавательный час о фразеологических оборотах и крылатых выражениях русского языка для учащихся 5-8 кл. /О. Ф. Дубровская  //Читаем, учимся, играем. – 2014. — №3. – С. 83-91.
  • Зимницкая С.Н. Семи пядей во лбу:  Игра по русскому языку для 5-6 кл./С. Зимницкаяч  // Читаем, учимся, играем. – 2012. — №2.- С.61-63.
  • Карнизова Н. Княжество имя существительное:  Занятие по русскому языку. /Н.Карнизова  //Читаем, учимся, играем. – 2007. — №10. – С.56-65.
  • Косарева Т.В. Вокруг звуков речи:  Занимательный час для 5-6 кл. /Т.Косарева  //Читаем, учимся,играем. – 2008. — №5. – С.55-59.
  • Кудряшева Л.А.  «Слова бывают разные…»: Урок по русскому языку для средних  кл.  /Л.Кудряшева  //Читаем, учимся, играем. – 2008. — №7. – С.52-57.
  • Кулакова Е.Ю. Загадки родного языка: Интеллектуальная викторина по русскому языку по принципу «Своя игра» для учащихся 5 кл. /Е. Кулакова  //Читаем, учимся, играем. – 2011. — №»12. – С. 81-83.
  • Кулакова Е.Ю. Собирал человек слова: Внеклассное мероприятие о жизни и деятельности русского  писателя и ученого  В.И.Даля  для учащихся 6-9 кл.  /Е. Кулакова  //Читаем, учимся, играем. – 2011. — №8. – С. 18-23.
  • Лихачева Л.Д. В стране выученных уроков: Литературная игра для детей среднего школьного возраста.  /Л. Лихачева  //Читаем, учимся, играем. – 2003. — №8. – С.
  • Мельчикова З.В. Ребусы на русский лад: Материал для урока, посвященный истории письменности.  /З. Мельчикова, Е. Попадейкина  //Читаем, учимся, играем. – 2009. — №6. – С. 10-13.
  • Монина В.А. «Слово —  великое дело»:  Урок русского языка для 6-7 кл.  /В. Монина  //Читаем, учимся, играем. – 2005. — №12. – С.91-93.
  • Монина В.А. Сила слова: Час речевого этикета для  5-7 кл.  /В. Монина  //Читаем, учимся, играем. – 2006. — №12. – С. 68-71.
  • Мясоедова Н.В. Самый грамотный: Викторина по русскому языку и литературе для учащихся  5-6 кл. /Н. Мясоедова  //Читаем, учимся, играем. – 2008. — №11. – С.44-46.
  • Нуштаева А.А.    Знаем русский язык!:  Интеллектуально-познавательная игра для детей  5-8 кл.  /А. Нуштаева  // Читаем, учимся, играем. – 2012. –  №4. – С.63-65.
  • Нуштаева А.А.   Знатоки больших букв: Познавательная  игра по русскому языку для 4-5 кл. /А. Нуштаева //Читаем, учимся, играем. – 2010. — №12. – С.56-59.
  • Поважная Л.З. Славлю тебя русский язык: Лингвистическая гостиная для учащихся 6-7 кл. /Л. Поважная,О. Грищенко //Читаем, учимся, играем. – 2014. — №7. – С. 64-69.
  • Подрезова Т.И. Полное лукошко: Сценарий по развитию речи для 4-6 кл.  /Т. Подрезова  // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2006. — №8. – С.49-50.
  • Просекова О.А. О том, как буква обиделась: Сценка – игра для 5 кл.  /Читаем, учимся, играем. – 2006. — №7. – С.12-13.
  • Просекова О.А. Трудно ли быть грамотным: Сценарий по русскому языку для 5-7 кл.
  • /О. Просекова //Читаем, учимся, играем. – 2011. — №3. – С. 53-56.
  • Просекова О.А. Почему мы так говорим?: Материал для урока русского языка для учащихся 5-6 кл.  /О. Просекова  //Читаем, учимся, играем. – 2007. — №1. – С. 58-59.
  • Просташихина Л.П. Удивительные  буквы: Игра к урокам русского языка для учащихся 5-6 кл.  /Л. Просташихина  // Читаем, учимся, играем. – 2009. — №7. – С. 87-89.
  • Селищева Л. Юные кладоискатели : Опыт работы детской библиотеки г. Задонска, выставка – путешествие « В путь, за сокровищами, в чудесную страну слов» /Л. Селищева //Библиотека.  — 2005.- №9. – С.34 -36
  • Салтыкова С.О. Очень увлекательная грамматика!: Увлекательные задания и игры по русскому языку. /С. Салтыкова  // Читаем, учимся, играем. – 2008. — №4. – С. 42-44.
  • Харак И.Л. Страна по имени родная речь: Игра к уроку русского языка для 5 кл.  /И. Харак  //Читаем, учимся, играем. – 2008. — №10. – 10. – С. 81-82.
  • Шамардина Н.А. Уроки веселой грамматики: Стихотворный практикум по русскому языку для учащихся 5-7 кл.  /Н. Шамардин  // Читаем, учимся, играем. – 2013. — №7. – С. 102-105; №8. – С. 76-78;  №9. – С. 100-101.
  • Шарапова Т.Н. Доброе слово железные ворота отворяет: Классный час о чистоте русской речи  для  учащихся 5-7 кл.  /Т. Шарапова // Читаем, учимся, играем. – 2006. — №9. – С. 88-89.
  • Чупахина Т.Н. Великий собиратель слов: Устный журнал – альманах, посвященный В.И.Далю для читателей 11-14 лет. /Т.чупахина  // Читаем, учимся, играем. – 2006. — №9. – С. 15-20.
  • Фомина Е.А. Веселая Азбука: Игровая программа для учащихся 5 кл. /Е. Фомина  //Читаем, учимся, играем. – 2009. — №9. – С. 56-60.
  • Шишкина Е.А. Напиши мне письмо …..: Урок русского языка , посвященный особенностям письма как эпистолярного жанра для 6 кл. / Е.Шишкина // Читаем, учимся, играем. – 2011. — №4. – ь С. 14-16.

Библиотечные уроки,  библиографические игры

  • Евдокимова К.В., Словарь раскрывает секреты:  Библиографическая игра  к уроку русского языка для 5-8 кл. /К.Евдокимова   // Читаем, учимся, играем . – 2009. — №»12. – С.41-45.
  • Знаменщикова О.Ю. К сокровищам родного языка:  Библиографическая игра.
  • /О.Знаменщикова //Читаем, учимся, играем. – 2003. — №8. – С. 60-63.
  • Макарова Е. Строим пирамиды:  Библиотечное занятие по рассказу «Тутар»  /Е. Макарова //Библиотека в школе. – 2008. — №3. – С.15-18.
  • Марданова Е.У. Словари и справочники:  Библиотечный урок для  7-8 кл.  /Е.Марданова  //Читаем, учимся, играем. – 2007. — №8. – С. 67-69.
  • Худякова В. Словарь инструмент мира: Библиотечный урок.  /В. Худякова  //Библиотека. – 1997. — №9. – С. 87.
  • Кривенко Л.В Приключения Словарёнка:  Библиотечно-библиографический урок для детей ср. шк. возраста  /Л.Кривенко  // Читаем, учимся, играем. – 2005. — №7. – С.22-23.

 

Составитель: Комель О.А. – заведующая  МБО

Скачать в формате PDF

Ссылки

Почта @ryajsk-lib.ru
Логин:
Пароль:

(что это)
Статистика