ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕНДАРЬ — Июнь 2021

АЛЕКСАНДР МЕЛЕНТЬЕВИЧ ВОЛКОВ

14 июня родился Александр Мелентьевич ВОЛКОВ (1891-1977), русский и советский писатель, драматург, переводчик, педагог.


Первое произведение – приключенческий роман, Волков попытался написать в двенадцатилетнем возрасте после того, как прочитал «Робинзона Крузо». Потом он увлекся поэзией, его первые стихи вышли сборником с названием «Мечты» в газете «Сибирский свет».

В годы жизни в Усть-Каменогорске и Ярославле Волков написал несколько пьес для детей: «В глухом углу», «Деревенская школа», «Домашняя учительница», «Орлиный клюв», «Цветок папоротника». Эти пьесы были в репертуаре городских театров и собирали полные залы зрителей.

Одна из первых детских книг Волкова на историческую тему повесть «Чудесный шар». В 1937 году он закончил работу над ней и в 1940 году опубликовал ее. Главный герой этой повести — сын купца Дмитрий Ракитин был заключён навечно в крепости, где изобрёл первый в России воздушный шар. В книге «След за кормой» рассказывается об истории мореплавания от первобытных времён до легендарных походов викинга Лейфа Эрикссона.

Фантастический и приключенческий жанры отодвинулись на второй план во время Великой Отечественной войны. Теперь автор создает произведения на военно-патриотическую тему. В повестях «Бойцы-невидимки» и «Самолеты на войне» автор пишет о том, какое значение имеет математика при создании современных видов оружия. Также было написано множество пьес и стихов, проникнутых патриотизмом, которые печатались в популярных газетах и журналах. Его работы «Славные страницы по истории русской артиллерии» и «Математика в военном деле» также доказывают мощь и непобедимость вооруженных сил Советского Союза.


После войны Волков разрабатывал темы, связанные с отечественной историей, причём не только древней, но и современной. В повести «След за кормой» он в художественной форме описал зарождение кораблестроительных и навигационных навыков у первобытных людей. В повести «Царьградская пленница» рассказал о временах великого княжения Ярослава Мудрого, в «Двух братьях» — о времени царствования Петра I, а в «Путешествии в третье тысячелетие» — о строительстве Волго-Донского канала в родную автору советскую эпоху.

Волков занимался также популяризацией науки для школьников. Он выпустил ряд занимательных рассказов по географии и астрономии, объединив их в сборник «Земля и небо». Истории науки была посвящена научно-популярная книга «В поисках правды», ещё одна книга — рыболовству.


Как правило, имя Волкова сегодня известно только по циклу сказок «Волшебник Изумрудного города». В основе первой повести-сказки цикла лежала книга американского детского писателя Лаймена Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз». Волков взялся переводить эту книгу, чтобы попрактиковаться в изучении английского языка. Однако в процессе перевода он изменил некоторые события и добавил новые приключения героев. Рукопись обработанной сказки одобрил С. Я. Маршак. В 1939 году повесть «Волшебник Изумрудного города» обрела статус самостоятельного произведения, она была переведена на 13 языков и выдержала 46 переизданий.

В 1958 году, около 20 лет спустя, Волков принялся писать новые истории про девочку Элли (а потом про её сестру Энни) и её друзей Страшилу, Льва, Железного Дровосека и других жителей Волшебной страны; сказка «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» вышла в 1963 году. Автор создал целую серию повестей, в которых соединял реальность и фантастику. Волков использовал приёмы, характерные для литературной сказки. Например, в цикле можно увидеть традиционное для этого жанра «двоемирие», противоборство добра и зла, также он наполнил повествование классическими сказочными персонажами (волшебниками и волшебницами, говорящими животными) и использовал традиционные мотивы (летающие башмаки, погружённая в волшебный сон колдунья Арахна, ожившие деревянные фигуры и так далее).

В сюжетах цикла разработаны темы нравственного самосовершенствования, силы дружбы, способной творить настоящие чудеса, любви к родине, коллективной борьбы за свободу и справедливость. Хотя основные события цикла проходят в Волшебной стране, герои находят выход из сложных ситуаций не столько за счёт какой-то волшебной помощи, сколько благодаря собственным знаниям, сообразительности, смекалке, взаимовыручке.
У писателя была вера в могущество созданной человеком техники, поэтому колдовство герои у него побеждали обычно с помощью разных технических изобретений (пушка, сконструированная Чарли Блеком, механический бур, максиробот Тилли-Вилли).

ВИКТОР ПЛАТОНОВИЧ НЕКРАСОВ

17 июня родился Виктор Платонович НЕКРАСОВ (1911-1987), советский писатель, сценарист, лауреат Сталинской премии.


Наряду с архитектурой и театром еще со школьных лет Виктор интересовался литературой. С одноклассниками он принимал участие в издании школьного журнала. Но талант его как писателя раскрылся намного позже. Пока же он поступает на службу в криворожский театр. До самого начала войны он выступает на театральных подмостках разных городов.
В первые месяцы войны вся труппа театра, в котором служил Некрасов, подала заявление на фронт. Но на войну ушел только он, поскольку имел специальность сапера.

Его первая повесть «В окопах Сталинграда» – высокохудожественное произведение. Война, описанная в повести, не имела ничего общего с официальной пропагандой героизма. Описание атак, боев, временного затишья и солдатского быта ведется в виде дневниковых записей. Все это чередуется с воспоминаниями о прошлой мирной жизни.

В 1947 году в майском выпуске газеты «Комсомольская правда» публикуется статья «Солдаты». На примере двух молодых бойцов, Тиунова и Степанова автор отвечает на самый часто задаваемый вопрос: как народ смог одержать победу при такой нехватке техники и людей?

В том же году в газете «Красная звезда» вышел рассказ «Рядовой Лютиков». Описывая неуклюжего, к тому же заболевшего солдата, автор показывает, как за одну минуту можно перебороть себя и совершить подвиг.

Самым значительным в творчестве В.П. Некрасова было и остается произведение «В окопах Сталинграда». Никто ранее не осмеливался показать истинное, не приукрашенное лицо войны. Повесть посвящалась обороне города, и в ней автор первым показал, какую цену заплатил народ за желанную победу.

Повесть стала гимном простым бойцам, командирам, которые победили в той страшной войне. Цель автора – показать войну без прикрас была им выполнена.

К написанной под непосредственными впечатлениями, объективно, достоверно, без украшательств, без сокрытия правды повести руководство Союза писателей отнеслось резко отрицательно. Были даже проведены два специальных совещания, но от запланированного разгрома повесть спасла Сталинская премия 2-ой степени (1947), присуждённая Некрасову по неожиданному прямому указанию Сталина, так и оставшемуся необъяснимым. Сталинскую премию В. П. Некрасов отдал на приобретение колясок для инвалидов войны.


Основные произведения последующих лет: повести «В родном городе» (1954, о возвращении фронтовиков домой, где их ждала неустроенность жизни), «Кира Георгиевна» (1961, о болезни равнодушия к человеку, начавшей заметно разъедать послевоенное общество), сборник военных рассказов «Вася Конаков» (1961). Кроме того, очерки о путешествиях «Первое знакомство» (1958), «По обе стороны океана» (1962), «Месяц во Франции» (1965). Книга «По обе стороны океана» была раскритикована Никитой Хрущевым (1963), что привело к исключению из КПСС и из Союза писателей СССР. В 1974 г. эмигрировал во Францию, гражданином которой стал в 1983г.
За границей писал для газет и журналов, для радио, читал лекции о русской литературе. В 1981 году вышел сборник рассказов «Сталинград». В 1986 году – книга «Как я стал шевалье». Всего в эмиграции он выпустил 6 книг. Это были эссе, рассказы, дорожные заметки. Последней его работой стала «Маленькая печальная повесть».

Приглашаем читателей посетить выставку абонемента детской библиотеки и поближе познакомиться с книгами писателей юбиляров.


Читайте хорошие книги!
                                           
Мы ждём Вас по адресу:
Ряжск, пл. Советская, дом 2.
Телефон для справок: 8-49132-22-0-64.
Часы работы библиотеки:
ВТ. — ПТ. 8.00 — 17.00
СБ. — 9.00 — 17.00
Воскресенье, Понедельник — выходной день.

Оставить комментарий

Мы в соцсетях:
Ссылки

Интерактивная карта учреждений культуры Рязанской области

Почта @ryajsk-lib.ru
Логин:
Пароль:

(что это)
Статистика