ПОДРОСТКИ И СУИЦИД

«Мир, вероятно, спасти уже не удастся,
Но отдельного человека всегда можно»

                                                     И. Бродский

Ребенок является олицетворением начала жизни, перед ним лежит большое количество самых различных дорог и возможностей, ему еще только предстоит познать все то, что готова предложить человеку жизнь. Детская смерть, пожалуй, самое нелепое и трагичное событие, которое только можно себе представить. Разум окружающих людей просто отказывается воспринимать эту страшную реальность – добровольный уход из жизни ребенка или подростка.

Суицид – акт лишения себя жизни, при котором человек действует целенаправленно, преднамеренно, осознанно (умышленное самоповреждение со смертельным исходом).

Детский суицид – это то, чего практически всегда можно избежать. Главное, что для этого необходимо – вовремя заметить тревожные сигналы. Ни один ребенок не решит уйти из жизни и воплотить свое решение в жизнь за считанные часы. Как правило, подобное решение зреет в голове у ребенка не один день, и даже не неделю. И все это время ребенок отчаянно взывает к взрослым, различными способами давая понять родителям, что ему очень плохо. Внимательные родители ни за что не оставят без внимания изменившееся поведение их ребенка.

Основные факторы, способствующие попыткам детского суицида:

  • на первом месте — отношения с родителями (в 70% случаев эти проблемы непосредственно связаны с суицидом),
  • на втором месте —  трудности, связанные со школой,
  • на третьем — проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании личности ребенка основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети, честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности, несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему в семье учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Атмосфера напряженности и конфликтных семейных ситуаций действует на ребенка резко отрицательно. Дом перестает быть для него опорой, он теряет чувство безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья, когда в ней царила эмоциональная связь родителей, когда они и мир их ценностей были примером для подражания. Нарушение такой стабильности семейной системы может привести ребенка, особенно в младшем школьном и подростковом возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения.

Надо помнить, что чем длительнее по времени разногласия в семье, тем сильнее их отрицательное влияние на ребенка.

Эмоциональное состояние родителей остро воспринимают дети любого возраста. Там, где взаимоотношения родителей искажены, развитие детей идет с отклонением от нормы. В таких условиях омрачаются или даже утрачиваются представления о светлых идеалах любви и дружбы, которые человек усваивает в раннем возрасте на примере самых близких людей — отца и матери. Кроме того, конфликтные ситуации ведут к тяжелым психическим травмам.

Получено достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, теплыми контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.п.

Итак, родители должны понимать, что семейная атмосфера является решающим фактором становления личности ребёнка, а также, то, что дальнейшее развитие ребенка, отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям во многом зависит от отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей.

Конфликты в современных семьях – явление частое. Но, к сожалению, не все умеют правильно разрешать ссоры, находить причину и ликвидировать ее. Находясь в агрессивном состоянии, взрослые не контролируют свои эмоции, не отдают отчет сказанным словам, тем самым, нанося душевную боль своему ребенку.

Прежде чем совершить суицидальное действие в большинстве случаев наблюдается подготовительный период (пред суицид).

Вы можете заметить признаки готовящегося самоубийства у детей:

  • снижение успеваемости;
  • ограничение общения;
  • снижение уровня интересов;
  • подавленное настроение;
  • проявление раздражительности, угрюмости;
  • потеря аппетита или чрезмерное обжорство;
  • бессонница;
  • суицидальные высказывания, угрозы суицида;
  • приведение своих дел в порядок;
  • прощание с друзьями и выражение благодарности.

Возможными мотивами самоубийства могут быть:

  • переживание обиды, одиночества, отчужденности, невозможность быть понятым;
  • действительная или мнимая утрата родительской любви, неразделенная любовь, ревность;
  •  переживания, связанные со смертью, разводом или уходом из семьи родителей;
  • чувство вины, стыда, оскорбленное самолюбие, угрызение совести, недовольство собой;
  • боязнь позора, насмешек, нежелательная беременность, любовные неудачи;
  • страх наказания, нежелание принести извинения;
  • чувство мести, злобы, угроза, вымогательство;
  • желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, уйти от    трудной ситуации;
  • сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

К внешним факторам, формирующим суицидальные намерения, относятся конфликт, психотравмирующая ситуация.

К внутренним факторам относятся:

  •  чувство одиночества;
  •  беспомощности;
  •  неверие в свои силы и возможности;
  •  комплекс неполноценности;
  •  тяжелые болезни, инвалидность;
  •  реальные или мнимые неудачи;
  •  депрессия.

В том случае, если хоть что-то в поведении вашего ребенка вам показалось странным, либо тревожным, немедленно бросайте все свои дела и старайтесь практически все время проводить рядом с ребенком до тех пор, пока не будете твердо уверенны в том, что суицидальное настроение вашего ребенка ушло без следа. Если же вы не в состоянии самостоятельно справиться с существующей проблемой, не стесняйтесь и немедленно обращайтесь за помощью к детским психологам или даже психиатрам.

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию:

  • Для ребенка, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого родителя являются мощными ободряющими средствами.
  • Будьте внимательным слушателем.
  • Задавайте косвенные вопросы.
  • Не предлагайте неоправданных утешений.
  • Предложите конструктивные подходы решения проблем.
  • Выясните, как ребенок решал похожие ситуации в прошлом.
  • Вселяйте надежду.
  • Не оставляйте ребенка одного.

Для формирования анти суицидальных установок следует:

  • постоянно общаться с ребенком, не оставлять его наедине со своими мыслями;
  • вселять уверенность в свои силы и возможности;
  • проявлять сочувствие, окружать теплом и пониманием;
  • осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками;
  • не предъявлять к ребенку завышенных требований;
  • не сравнивайте ребенка с окружающими;
  • повышайте самооценку ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что;
  • используйте наказание лишь в крайних случаях, не унижая ребенка;
  • вселяйте оптимизм и надежду на лучшее.

Самое главное покажите своему ребенку, что он вам небезразличен. Дайте ему почувствовать, что он любимый и желанный. Постарайтесь уверить его, что все душевные раны со временем заживут. Убедите его в том, что безвыходных ситуаций не бывает! Помогите ему увидеть этот выход.

Оставить комментарий

Мы в соцсетях:
Ссылки

Интерактивная карта учреждений культуры Рязанской области

Почта @ryajsk-lib.ru
Логин:
Пароль:

(что это)
Статистика